Что такое медитация Шаматха?

И почему оно написано с большой буквы?

Потому что шаматха-это основа основ и написана она здесь с большой буквы потому, что не освоив шаматху нет возможности двигаться дальше. Это тот первый шаг, не сделав который невозможно начать путь практики.
Что пишут о Шаматхе в интернете?
“Шаматха (пали samatha или санскр.शमथ, IAST: śamatha, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально— умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Практика шаматхи представляет собой тренировку ума в однонаправленном сосредоточении на объекте, подготовку ума для практики випашьяны. Випашьяна приносит особую мудрость (праджня) — понимание истинной природы вещей и дхарм, а также природы собственного ума.
Шаматха — санскритское слово, которое означает «умиротворенное пребывание». Под «пребыванием» подразумевается сколь угодно долгое пребывание ума на одном объекте. Во время концентрации на объекте ум достигает умиротворенного состояния. Шаматха — это медитация однонаправленного сосредоточения, развивающая стабильность, ясность и безмятежность ума.
Состояние глубинного внутреннего покоя (самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне. Практика шаматхи в чистом виде включает четыре дхьяны и четыре самапатти.
Состояние глубинного внутреннего покоя (самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне. Практика шаматхи в чистом виде включает четыре дхьяны и четыре самапатти.

Объекты сосредоточения
Объектом сосредоточения может быть какой-либо один предмет или мысль. В идеале, объектом концентрации является само сознание. Буддийский философ и комментатор текстов Буддхагхоша (V век) в своем трактате «Висуддхимагга» перечислил десять видов памятования (пали: anussati, санскр.: anusmṛti) для практики на начальных этапах пути созерцания:
«I. Памятование о Будде [санскр.: buddhānusmṛti].
II. Памятование о Дхарме.
III. Памятование о Сангхе.
IV. Памятование о шила (правилах поведения монаха).
V. Памятование о щедрости.
VI. Памятование о божествах.
VII. Памятование о смерти.
VIII. Памятование о собственном теле и о тридцати двух частях, из которых оно состоит.
IX. Памятование о дыхании [пали:ānāpānasati].
X. Памятование о мире.»

В «Висуддхимагге» называются еще тридцать объектов для медитации. Среди них — десять касин (объектов созерцания): «земля, вода, огонь, воздух; цвета: синий, желтый, красный, белый, а также свет и неограниченное пространство». Кроме этого, данный нормативный список содержит «четыре состояния брахмана» (брахма-вихары) и четыре безо́бразных состояния (дхьяны, самапатти, о них пойдет речь ниже).
В махаяне на основе памятования о Будде разработаны методы визуализации образов будд и сосредоточения на образе. Включение в список памятования о божествах послужило основой для введения в буддизм культа божеств.
Также, в практике шаматхи культивируются четыре благих внутренних состояния (брахма-вихара):
1) доброжелательность ко всем живым существам (майтри),
2) сострадание (каруна),
3)сорадование (мудита),
4) умиротворенность (упекша).

Эти четыре состояния ума называются «четырьмя безграничными вещами», их практика сопровождает медитативные упражнения. Они рассматриваются как «противоядия» против, соответственно:
1) агрессивности,
2) жестокости и сентиментальной жалостливости,
3) зависти,
4) равнодушия и апатии.

Среди сорока предметов медитации рекомендуются всем без исключения только два: майтри (доброжелательность, дружелюбие) и памятование о смерти. Остальные предназначены для разных типов характера и темперамента. Умиротворенность достигается обычно на третьем или четвертом уровне созерцания(дхьяны) после сосредоточения на качестве доброжелательности»
9 Стадий приручения ума

1- Направленное внимание: Ум полностью черный (невежество), им управляет черная обезьяна (возбуждение). Практикующий лишь пытается направить внимание на объект.
2- Непрерывное внимание: У слона и обезьяны белеют макушки. Удаётся удерживать внимание на объекте чуть дольше, но отвлечения всё ещё преобладают.
3- Повторное внимание: Слон и обезьяна наполовину белые. Практикующий замечает отвлечение и быстро возвращает ум. Появляется заяц — символ тонкой вялости.
4- Пристальное внимание: Слон почти белый, монах ведет его. Ум больше не теряет объект полностью, но все еще борется с возбуждением и вялостью.
5- Укрощение: Монах ведет слона с помощью крюка и лассо (памятование и бдительность). Ум находит радость в медитации, грубые отвлечения преодолены.
6- Умиротворение: Обезьяна и заяц исчезают или отстают. Сопротивление ума практике прекращается, но требуется бдительность против тонкой вялости.
7- Полное умиротворение:  Слон полностью белый. Ум послушен, и даже тонкие мысли или вялость легко усмиряются в самом начале.
8- Однонаправленное внимание: Слон следует за монахом без лассо. Концентрация поддерживается минимальным усилием в начале сессии и длится долго.
9- Пребывание в равновесии: Слон лежит рядом с монахом. Концентрация становится естественной и совершенной, не требуя усилий (состояние самадхи).

Неискушенный читатель (он же практик) прочитав всё это навряд ли сможет «собрать» в голове единый и полный образ того, что же такое Шаматха. Ведь не зря же у многих буддийских мыслителей и «патриархов» ушли горы страниц на то, чтобы донести до вопрошающего что же это такое. Эта практика и трудна и проста одновременно.

Трудна-потому что обычный, западный ум человека (на Востоке, у людей практикующих духовный путь медитации, с этим проще-другой менталитет) не может сразу понять и уловить суть состояния «безмыслия». Как это нет мыслей? Как это ни о чём не думать? Ведь человек привык всё время что-то обдумывать: строить планы, погружаться в воспоминания, постоянно вести с самим собой внутренний диалог.

Такое состояние как «безмыслие» может даже страшить. Поэтому многие начинающие практику впервые почувствовав проблеск этого состояния бросают, потому как возникшая пустота в голове страшит и эго не найдя опоры в обычной мозговой «словомешалке» начинает протестовать и «выбрасывать» человека обратно в обычную рассудочную деятельность со своими планами на будущее, мечтами, воспоминаниями… Но если в этот момент продолжать практику и проявить настойчивость, то после первого шока эго от этого состояния, придёт такой покой и умиротворение, каких человек не практикующий никогда не знал и не чувствовал.

Безусловно, как пишут многие авторы, в том числе и древние ортодоксальные источники (коих много в интернете и читатель может легко найти подтверждение этим словам) для освоения духовного пути, коим, в том числе и является практика медитации нужен гуру или учитель. Важность этого условия описана чуть ли не в каждом труде по буддизму (причём любой его ветви). Но вот вопрос: где в современном мире, в городе или деревне найти учителя буддийской традиции? Действительно задача не из лёгких…

Вот тут на помощь может прийти человек, который возможно не является прямым учителем и держателем какой-либо духовной традиции и пути, но страстно увлекающимся и практикующим медитацию на протяжении длительного времени. Он уже прочитал большую часть доступной информации по медитации, он уже набил много «шишек» в практике и может сказать какие ошибки встретятся на пути у начинающего практика и как их преодолевать. Этот человек уже знает, какие практики «заходят» современному западному человеку, а какие были написаны именно для людей, принадлежащих к Восточному типу и для которых медитация также естественна, как для нас чистка зубов.

Отсутствие учителя, конечно, трудность для освоения этого пути, но не приговор. Во многих писаниях (например Алан Уотс «Путь Дзен») сказано, что «если нет рядом достойного учителя, который может подсказать и направить практикуй в одиночестве, в соответствии с доктринами и канонами».

На нашем сайте представлен такой человек-это ….. практик, который более 20 лет практикует медитацию шаматха и випассана, так как это написано в ортодоксальных источниках. Практик, который выезжал на ретриты и сверял свой опыт с людьми, которые получили передачу этой практики от известных западных и восточных учителей нашего времени. Человек не претендующий на «всезнайство» и уровень гуру, но человек, который не понаслышке, а на практике знает что такое неподвижно сидеть по 2-3 часа в день на протяжении 20 лет и наблюдать содержимое своего ума…) А это содержимое практически одинаково у всех людей западного типа.

И на вопрос «а что же делать со всем этим содержимым» может дать простой и «незаумный» ответ, понятный каждому. Читать про медитацию и не практиковать тоже самое, что всё время рассуждать о вкусе редкого фрукта, который никогда не пробовал , и так и не сделать ничего для того, чтобы его попробовать.

Владимир Демура
Преподаватель Медитации и Будийских практик
Поэтому братья и сёстры:
ПРАКТИКУЙТЕ! ПРАКТИКУЙТЕ! ПРАКТИКУЙТЕ!
Для онлайн уроков или 6 недельного тренинга заполните форму либо свяжитесь с нами.
E-mail:
Телефон: +7 961 466 57 87

© All Right Reserved. Luciddreamers
e-mail us: ikules1992@gmail.com
Made on
Tilda