“Шаматха (пали samatha или санскр.शमथ, IAST: śamatha, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально— умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Практика шаматхи представляет собой тренировку ума в однонаправленном сосредоточении на объекте, подготовку ума для практики випашьяны. Випашьяна приносит особую мудрость (праджня) — понимание истинной природы вещей и дхарм, а также природы собственного ума.
Шаматха — санскритское слово, которое означает «умиротворенное пребывание». Под «пребыванием» подразумевается сколь угодно долгое пребывание ума на одном объекте. Во время концентрации на объекте ум достигает умиротворенного состояния. Шаматха — это медитация однонаправленного сосредоточения, развивающая стабильность, ясность и безмятежность ума.
Состояние глубинного внутреннего покоя (самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне. Практика шаматхи в чистом виде включает четыре дхьяны и четыре самапатти.
Состояние глубинного внутреннего покоя
(самадхи) достигается в результате обретения свободы от аффектов, желаний, злонамеренности и др. омрачений, и установки на достижение освобождения сознания от какого-либо содержания, приходящего извне. Практика шаматхи в чистом виде включает четыре
дхьяны и четыре
самапатти.
Объекты сосредоточенияОбъектом сосредоточения может быть какой-либо один предмет или мысль. В идеале, объектом концентрации является само сознание. Буддийский философ и комментатор текстов Буддхагхоша (V век) в своем трактате «Висуддхимагга» перечислил десять видов памятования (пали:
anussati, санскр.:
anusmṛti) для практики на начальных этапах пути созерцания:
«I. Памятование о Будде [санскр.:
buddhānusmṛti].
II. Памятование о Дхарме.
III. Памятование о Сангхе.
IV. Памятование о
шила (правилах поведения монаха).
V. Памятование о щедрости
.VI
. Памятование о божествах.
VII. Памятование о смерти.
VIII. Памятование о собственном теле и о тридцати двух частях, из которых оно состоит.
IX. Памятование о дыхании [пали:
ānāpānasati].
X. Памятование о мире.»
В «Висуддхимагге» называются еще тридцать объектов для медитации. Среди них — десять
касин (объектов созерцания): «земля, вода, огонь, воздух; цвета: синий, желтый, красный, белый, а также свет и неограниченное пространство». Кроме этого, данный нормативный список содержит «четыре состояния брахмана»
(брахма-вихары) и четыре безо́бразных состояния (
дхьяны, самапатти, о них пойдет речь ниже).
В махаяне на основе памятования о Будде разработаны методы визуализации образов будд и сосредоточения на образе. Включение в список памятования о божествах послужило основой для введения в буддизм культа божеств.
Также, в практике шаматхи культивируются четыре благих внутренних состояния
(брахма-вихара):
1) доброжелательность ко всем живым существам
(майтри), 2) сострадание
(каруна), 3)
сорадование
(мудита), 4)
умиротворенность
(упекша). Эти четыре состояния ума называются «четырьмя безграничными вещами», их практика сопровождает медитативные упражнения. Они рассматриваются как «противоядия» против, соответственно:
1) агрессивности,
2) жестокости и сентиментальной жалостливости,
3) зависти,
4) равнодушия и апатии.
Среди сорока предметов медитации рекомендуются всем без исключения только два:
майтри (доброжелательность, дружелюбие) и памятование о смерти. Остальные предназначены для разных типов характера и темперамента. Умиротворенность достигается обычно на третьем или четвертом уровне созерцания
(дхьяны) после сосредоточения на качестве доброжелательности»